ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
4 января 1710 года родился замечательный итальянский композитор Джованни Баттиста ПЕРГОЛЕЗИ.
Д.Перголези прожил всего 26 лет, но оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa - «Служанка-госпожа», «Влюблённый монах», «Фламинио» - он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку, инструментальные произведения. Незадолго до смерти была создана кантата «Stabat Mater» - одно из самых вдохновенных произведений композитора, наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.
Произведения Д.Перголези, создававшиеся почти три века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства.
«В его музыке, - писал о Д.Перголези Б.Асафьев, - наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьянённостью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная весёлость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».
Д.Перголези вошёл в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок, опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал в музыкальном театре XVIII века. Она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приёмами. Сложившиеся в творчестве Д.Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям.
Вся очень короткая жизнь Д.Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию, в неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена его первая опера.
Ободрённый успехом композитор приступил к главной своей опере. «Служанка-госпожа». Всё было новым в этом спектакле. Простой бытовой сюжет, остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Ну а стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актёрского мастерства.
Триумфальный успех сопровождал её постановки не только в Италии, но и во Франции. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра благодаря итальянцу Джованни Перголези возник жанр французской комической оперы.